Роль и значение ролевых игр в развитии ребенка

Зачем нужны ролевые игры
Ролевая игра – ведущий вид деятельности дошкольников и младших школьников.
Это значит, что она имеет мощнейший развивающий и воспитательный потенциал. Главное – правильно им воспользоваться. Рассказываем о роли сюжетно-ролевых игр в развитии детей и особенностях их организации в разном возрасте.
Зачем нужны ролевые игры?
Улучшение коммуникативных навыков
Играя, ребенок моделирует межличностные взаимоотношения. Это дает ему опыт, который он потом переносит на реальные ситуации общения с окружающими.
Формирование произвольного поведения
У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное поведение, подчиненное физическим потребностям. В ролевой игре произвольные поступки доминируют над импульсивными действиями. Ребенок следует правилам и инструкциям – так он учится контролировать свое поведение.
Воспитание самостоятельности
Игра позволяет инсценировать проблемные ситуации, и ребенок в комфортной для себя обстановке может их решать. Это своеобразная тренировка перед реальными жизненными конфликтами.
Расширение практических навыков
В зависимости от сюжета игр ребенок получает прикладные и даже профессиональные знания. Например, он узнает, что для гвоздя нужен молоток, для укола – шприц, и понимает, как ими пользоваться.
Качественное усвоение информации
В игре малыш лучше сосредотачивается и запоминает новые факты, чем если попросить его об этом напрямую. В сюжете можно замаскировать любую полезную информацию.
Раскрытие потенциала
В ролевой игре для ребенка все условно, «понарошку», поэтому он ощущает свободу и раскрывается. Если понаблюдать за малышом в процессе игры, то можно выявить его сильные стороны и понять, какие навыки нужно «подтянуть».
Что развивают сюжетно-ролевые игры
Воображение
Позвольте ребенку фантазировать и самому
сочинять сюжет. Это отличная тренировка креативности.
Мышление
Логическое, образное, системное – все типы мышления комплексно прокачиваются
в ходе игры.
Речь
Развитие речи связано с развитием сюжета игры. Ребенок независимо от своего желание начинает больше говорить.
Ролевые игры в профессии
Это отдельный вид сюжетно-ролевых игр. Кроме вышеперечисленных преимуществ к ним добавляются еще:

  • профориентация – чем раньше она начнется, тем лучше. В идеале ребенок должен «попробовать» разные специальности. Так вы поймете его склонности, интересы и определите направления для дальнейшего развития.

  • уважение к труду – малыш сталкивается с работой разных специалистов, осознает их ценность, у него появляется самостоятельное стремление трудиться и приносить пользу.

Соответствуют всем этим пунктам наборы для ролевых игр в профессии Oyster. Это отличный тренажер и инструмент развития. Каждый набор – это комплекс занимательных заданий, увлекательных фактов, всех атрибутов профессии и необходимых материалов.

Заказать набор
Как организовать сюжетно-ролевую игру?
Инвентарь
В раннем возрасте с детьми работают игровые замещения: когда карандаш выполняет роль шприца, одеяло – плаща. По мере взросления интерес к таким замещениям теряется и ребенок требует большей реалистичности предметов.
Участие родителей
Дети очень склонны к подражанию, поэтому родители должны показать пример сюжета, хотя бы на ранних этапах. Но не превращайте игру в очередное школьное занятие. Здесь главное не результат, а процесс.
Моделирование ситуации
Ситуация – это отправная точка игры. Вам достаточно сказать «Давай представим, что мы знаменитые археологи и ищем древние сокровища». Дальше ребенок перехватит эстафету и сам будет раскручивать сюжет. Вы можете его ненавязчиво направлять.
Наборы для ролевых игр в профессии Oyster содержат необходимый реалистичный инвентарь и дидактический материал, который поможет родителям интересно организовать игровой процесс.
Особенности сюжетно-ролевых игр в разном возрасте
Младшие дошкольники (3-5 лет)
В этот период роль взрослого особенно важна. Так как иногда ребенку нужно помогать удерживать внимание и направлять сюжет. Лучше всего малыша завлекут активные и эмоциональные игры. Он должен быть участником, а не слушателем. Предоставьте ему возможность своими руками что-то делать, выполнять задания. Не стремитесь к правильности, главное – полная отдача ребенка творческому процессу.
Старшие дошкольники (6-8 лет)
В этом возрасте сюжетные игры выполняют особую роль в развитии дошкольников. Они являются отличным инструментом социализации. Сделайте упор на коммуникацию: привлеките к игре больше людей, организуйте взаимодействие. Периодически предоставляйте ребенку основную роль, в которой он управляет процессом. Затем меняйте на второстепенную, где он подчиняется. Так у него появится опыт, который он потом применит в отношениях с педагогами и одноклассниками.
Младшие школьники (9-12 лет)
Ролевые игры в развитии детей этого возраста незаменимы. Они вытесняются школьными занятиями, но не теряют своей актуальности, их важность даже возрастает. В игре ребенок расслабляется и отдыхает от школы. Это обеспечивает ощущение гармонии.

При выборе и организации сюжетных игр отталкивайтесь от предпочтений и интересов юного школьника. Это поможет ему раскрыть свои сильные стороны и познакомиться с новыми возможностями.
Чем характеризуются игры
Эмоциональность
Ребенок старается как можно ярче проявить себя, применить накопленный опыт, знания, навыки.
Креативность
У малыша рождаются идеи, которые в обычной жизни могут ограничивать школьные правила.
Вовлеченность
Ребенок – участник, а не слушатель. Это обеспечивает психологический отдых и развитие.
Развитие ребенка через ролевую игру – самый эффективный метод тренировки всех навыков, способностей, мышления.

Комплексный эффект сюжетных игр проявляется благодаря задействованию всех органов восприятия и мыслительных процессов. А семья – это самая благоприятная среда для того, чтобы ребенок максимально раскрылся в ходе игры.

Играйте и развивайтесь всей семьей вместе с наборами Oyster!
Посмотреть наборы
Выберите свой набор
Играйте с пользой с наборами Oyster!