Развитие творческого мышления младших школьников

Советы родителям
Исследования показывают, что с 5-ти лет творческие способности человека начинают снижаться.
Самый эффективный период для остановки спада и решения этой проблемы – младший школьный возраст.
Рассказываем, зачем уделять этому внимание, как оценить творческие навыки ребенка и развивать их.
Зачем развивать творческое мышление школьников?
Нестандартные решения
Уделять внимание развитию творческого мышления учащихся необходимо не только, если вы хотите видеть в ребенке художника или музыканта. Это нужно нам независимо от связи с креативной профессией или хобби. Творческое мышление помогает находить нестандартные решения разных вопросов: от школьных до бытовых и жизненных.
Оригинальные идеи
Оригинальные идеи – один из самых дорогих интеллектуальных продуктов на современном рынке труда. Люди, способные генерировать их и создавать что-то новое, всегда будут востребованы.
Возможности для развития
Творческий человек способен видеть больше возможностей для своего развития, а это первая ступенька к успеху.
Психологическая разгрузка
Творчество – это психологическая разгрузка. Оно формирует внутреннее удовлетворение своим трудом и гармонию.
Диагностика творческих способностей младшего школьника
Для проверки уровня творческого развития проведите небольшое тестирование. Такой формат будет интересен для ребенка и информативен для вас.

1 задание «Сказочники»
Предложите малышу сочинить собственную сказку. Чтобы ему было легче, можете сначала рассказать свою небольшую историю или придумать исходного персонажа для его сказки. Дальше он уже сам дополнит его приключениями и испытаниями.

Оцените сказку по 3-балльной шкале:
1 балл – если ребенок повторяет какую-то существующую сказку,
2 балла – если он рассказывают известную историю или повторяет вашу, но вносит в нее свои идеи, детали,
3 балла – если малыш придумал собственный сюжет.

2 задание «Шедевр»
Попросите школьника нарисовать дерево и дом. Пусть это будет его обычный творческий процесс, но с конкретной задачей.

1 балл – если дерево и дом нарисованы схематично, цветовой набор рисунка скудный (1-2 цвета),
2 балла – если на рисунке есть все атрибуты дерева, дома: листва, окна, двери, но нет деталей,
3 балла – если рисунок детализирован: на дереве есть цветы или плоды, из трубы дома идет дым или в окне виден горшок с цветком и т.п.
    3 задание «Живые картинки»
    Подготовьте изображение с каким-то персонажем или предметом: слон, жираф, лев, телефон, дерево, облако и т.п. Попросите его описать картинку, но не только словесно. Пусть покажет походку/особенности движения персонажа (как колышется дерево на ветру или плывет облако), изобразит звуки, которые он издает (если есть). Вся эта активность – чистое творчество.

    1 балл – если образ не сложился, его невозможно угадать по описанию, которое сочинил/показал ребенок, заранее не зная персонажа,
    2 балла – если общие черты переданы довольно точно, но невыразительно,
    3 балла – если выразительно показаны нешаблонные характеристики героя.

    4 задание «Озвучка»
    Предложите ребенку поиграть в угадай животное по звуку. Но угадывать будет не он, а вы, а малыш должен как можно разнообразнее представить каждого героя. Можете заранее дать ему несколько картинок с животными, которых он должен озвучить, или пусть выберет сам из какого-то набора, чтобы вы не знали их заранее.

    1 балл – если ребенок даже не пытается подобрать звуковое соответствие и говорит, что не знает, какие звуки издает герой,
    2 балла если малыш использует шаблонные ассоциации. Например, тигра он показывает мяуканьем, но не изменяет эту манеру на более грозную, что больше характерно для этого животного,
    3 балла – если ребенок даже не знает реальные звуки животного, но предполагает их.
      Результаты диагностики
      3-5 баллов
      Творческие способности развиты слабо, у малыша отсутствует желание для создания уникальных идей. Тренировка творческих навыков требует применения простых, но эффективных методов и внимания взрослых.

      Как стимулировать?
      Чтобы не отбить и без того слабый интерес к творчеству у ребенка, используйте ненавязчивые игровые форматы. Идеально для этого подходят ролевые игры. Они являются прекрасной базой для тренировки разных навыков и развития мышления. Наиболее эффективно простимулировать творческие способности малыша можно с помощью готового набора для ролевых игр «Археолог».
      Пример развивающего творческого занятия с набором «Археолог»

      1. Проведите раскопки, используя настоящие археологические инструменты – это этап погружения ребенка в игру, захват и концентрация внимания.

      2. Создайте копию насколько рисунка углем – здесь ребенок копирует уже имеющийся творческий опыт.

      3. Отреставрируйте древний сосуд и раскрасьте его – тут малыш добавляет свои идеи к готовому предмету.

      4. Слепите игрушку из глины, такими играли дети в древности – школьник создает собственный шедевр, здесь ребенок может в полной мере проявить свое творчество.

      5. Соберите ожерелье из добытых во время других заданий артефактов – это своеобразное резюме всей игры.

      Обратите внимание, что каждое задание постепенно погружает ребенка в творчество глубже и глубже. Это создает комфортную атмосферу, благоприятную для раскрытия творческих способностей.
      6-9 баллов
      Творческие навыки нуждаются в настойчивом стимулировании со стороны, то есть способности есть, но ребенок не умеет или боится ими пользоваться.

      Как помочь?
      Творческий потенциал ребенка нуждается в толчке. Во-первых, малышу нужно показать, что озвучивать/воплощать свои идеи – это хорошо и похвально. Во-вторых, это может быть интересно. Дети всегда стремятся к интересным активностям, поэтому вам будет достаточно привлечь внимание ребенка новым творческим занятием. Каким? Ролевой игрой на базе набора «Художник».
      Пример развивающего творческого занятия с набором «Художник»

      1. Потренируйте технику градиент и авторскую роспись – это покажет ребенку, что существуют разные техники и инструменты для творчества, с ними нужно знакомиться.

      2. Нарисуйте силуэтный пейзаж – задание мотивирует малыша к действиям. Занятие с посылом «Давай нарисуем что-нибудь» менее эффективно, потому младшему школьнику тяжело сразу выдавать свои идеи, а вот в рамках задания он может дополнять сюжет своими деталями.

      3. Познакомьтесь с техникой живописи «эбру» – рисование на воде. Тут ребенок откроет для себя новый мир творчества, расширит его границы и в дальнейшем сможет не только самостоятельно осваивать незнакомые техники, но и создавать их. Это интересный эксперимент и опыт для малыша, он оставит большой след в его развитии.

      Обратите внимание, что все задания активизируют творческий потенциал ребенка. Вы как бы раскрываете его личные возможности для него самого. Выполняя задачи набора, он будет понимать «я могу так, это интересно, в следующий раз я придумаю/попробую что-то новое».
      10-12 баллов
      Творческие умения активны, ребенок часто проявляет их в решении учебных и бытовых вопросов. В этом случае родители должны поддерживать креативность малыша, предоставлять условия для ее проявления и заниматься дальнейшим развитием.

      Как поддержать?
      Творческие способности нуждаются в постоянной подпитке. Если человек редко ими пользуется, то навыки теряются. Поэтому вам следует постоянно удивлять ребенка новыми возможностями для самовыражения. Если вы еще не пробовали ролевые игры в профессии, то обязательно закажите набор «Инженер». Таким ваш малыш точно не занимался!
      Пример развивающего творческого занятия с набором «Инженер»

      1. Соберите древнюю катапульту – творчество прокачивается не только во время сборки, но и в процессе дальнейшей игры с моделью. С катапультой можно придумывать новые игры и использовать в реконструкции исторических событий.

      2. Создайте механическую робо-руку. После сборки предложите школьнику пофантазировать: что нас ждет в будущем, какие полезные изобретения появятся, какого бы робота создал он сам, попросите нарисовать его и дать ему имя, вместе напишите послание самим себе в будущее.

      Обратите внимание, что задания выступают стимуляторами для дальнейших творческих экспериментов. Развитие не заканчивается одновременно с игрой, оно будет продолжаться настолько долго, насколько вы будете поддерживать его другими задачами и предложениями на тему набора.
      Дети младшего школьного возраста имеют небольшой запас знаний, поэтому с энтузиазмом принимают и усваивают новую информацию. Это идеальный период для формирования творческого, критического и других видов мышления. Не надейтесь, что все это само собой произойдет на уроках в школе, используйте все возможности для комплексного и гармоничного развития ребенка.
      Творческие задания в наборах Oyster
      Развитие, игра и творчество в каждом наборе!