Развитие логического мышления детей 4-5 лет

Особенности возраста и упражнения для тренировки логики
В возрасте 4-5 лет детям не нужно решать сложные математические задачи.
Но всё же важно начать развивать мышление как можно раньше.
Логическое мышление – это неотъемлемая часть всех мыслительных процессов. Мы мыслим логически каждый день, в разных ситуациях. Эти действия настолько привычны, что осуществляются неосознанно. Чаще всего мы делаем выбор в пользу чего-либо именно на основании логики, а не опыта, интуиции или чувств. Взрослый человек развивает логику, сталкиваясь с необходимостью делать это в повседневной жизни. Ребенок в возрасте 4-5 лет пока не нагружен муками выбора, принятия решений, за него это делают родители. А это значит, что стимулировать развитие логического мышления нужно искусственно с помощью игр, упражнений, тренировок.

Да, если не заниматься этим специально, ребенок все равно методом проб и ошибок, интуитивно сам придет к логике. Но чтобы это было максимально комфортно для него, не вызвало стресса и паники, родители должны подготовить информационную базу и базу навыков. Когда придет время самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях, ребенок сможет воспользоваться своими логическими способностями и знаниями.
Зачем развивать логику в раннем возрасте?
Стимулирование
мыслительной деятельности
Ребенок не просто играет с предметами, но изучает их свойства и накапливает материал для осмысления.
Создание картины
окружающего мира
Восприятие мира становится более объемным. Предметы и события обретают взаимосвязи.
Построение базы для самостоятельных исследований
Сначала ребенок познает мир с помощью родителей, потом сам, основываясь на заложенных знаниях.
Особенности развития в возрасте 4-5 лет
Что развиваем?
Логическое мышление детей 4-5 лет переживает переломный момент. В этом возрасте наглядно-действенное мышление дополняется наглядно-образным. Ребенок получает информацию о предметах уже не только путем манипулирования (трогает, вертит, кусает), но и осмысления его свойств (часы круглые, яблоко зеленое).

Гармоничное взаимодействие этих двух типов мышления обеспечивает легкое решение разных жизненных задач. А если какой-то из кирпичиков будет положен криво, то вся дальнейшая надстройка будет шаткой и ненадежной.

Обратим вниманием на важные навыки, которые развивают упражнения на логику.

Навыки сравнения и анализа
Это базовые операции логического мышления. На них в дальнейшем будут строиться рассуждения, аргументы, цепочки выводов. Поэтому в раннем возрасте важно научить ребенка правильно пользоваться этими навыками.
Речь, логические связи и выводы
Богатая речевая база – залог успешного развития. Описание своих действий, формулировка вопросов стимулируют речевую активность ребенка, обогащают словарный запас и совершенствуют грамматическое строение речи.
Моторика и воображение
Работа руками (лепка, конструирование) тренирует мелкую моторику, формирует пространственное и структурное мышление. Воображение развивается поэтапно и в этом возрасте требует впечатлений, которые рождают образы.
Развитие логики в возрасте 4-5 лет
Как развиваем?
В развитии логического мышления детей 4-5 лет главное значение имеют игры. С их помощью родители могут транслировать ребенку информацию и облегчать ее восприятие. В процессе игр родители должны исполнять роль напарников, а не учителей. Нужно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим задавать их, предлагать варианты на выбор. В поиске ответов и правильных решений малыш будет рассуждать, сравнивать, анализировать, что в совокупности простимулирует мышление.

Но нельзя переходить грань между игрой и лекцией, это может снизить заинтересованность ребенка. Атмосфера игр должна быть позитивной и дружественной. В таких условиях новые знания и навыки лучше закрепляются.

Игры на развитие логики должны соответствовать следующим критериям:

Активация логических процессов
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация – все эти навыки легко тренируются в рамках ролевых игр. Залог успеха в таких играх – полное погружение и взрослый напарник в команде.
Расширение кругозора
В процессе игры ребенок в легкой форме получает знания о мире, взаимоотношениях, профессиях. Это готовит его к новому уровню контакта с окружающей средой, общению со сверстниками и старшим поколением.
Стимулирование интереса к новым знаниям
Игра должна создавать стимул для дальнейших исследований, а для этого она должна быть увлекательной. После того как ребенок выходит из какой-то роли, у него остаются вопросы. Чем их больше, тем больше знаний и навыков он получит.
Развивающие упражнения
Развитие логического мышления основывается на выполнении простых упражнений. Суть этих занятий заключается в том, что от элементарных задач вы переходите к более сложным, развитие получается поэтапным и комфортным для ребенка.
Игровая форма упражнений отлично маскирует их основную функцию – образовательную. Поэтому лучше всего обеспечить себя грамотным материалом для развивающих игр.
Отличным помощником в развитии логического мышления ребенка 4-5 лет станут наборы для ролевых игр в профессии Oyster.
Они предоставляют все необходимое для полного погружения в роль. Вы получаете не только предметы, которые используете в игре, но и инструкции, полезную информацию по теме, интересные факты. Разнообразие и длительность игрового процесса зависят от формы, которую вы этому придаете, и вашей вовлеченности. Помимо непосредственного выполнения всех заданий, заложенных в набор (проведение археологических раскопок, лечение пациента, рисование на воде, опыты и т.д.) вы можете наделять игру дополнительной функциональностью, которая также будет развивать логику ребенка.

Рассмотрим примеры развивающих упражнений на основе набора «Я - археолог».

Примеры развивающих упражнений и заданий
(на основе набора «Археолог» Oyster)
Изучение древних денег
Найдите в наборе предметы, которые древние люди использовались в качестве денег для обмена на другие предметы.
Можно добавить к ним что-то из собственной коллекции (крупу, камушки и др.). Попросите ребенка предложить свои варианты предметов, которые могли служить деньгами. Порассуждайте с ним чем все эти предметы отличаются. Пофантазируйте какие из них дороже, а какие дешевле и почему.

Что развиваем: навыки сравнения и анализа, речь, воображение
Древний магазин
Поиграйте с ребенком в древний магазин. В качестве товаров могут выступать игрушка из глины, наскальный рисунок, ожерелье и всё что вы найдете в наборе или дома. Возьмите на себя роль продавца, установите цены, объясните, почему нужно платить за товар, и помогите ребенку рассчитаться. Затем поменяйтесь ролями и пусть ребенок уже сам объяснит вам, почему он хочет получить оплату за результаты своей работы.

Что развиваем: математическое мышление, понимание отношений потребитель-покупатель, речь
Лепка и изучение свойств материалов
Найдите в наборе глину и инструкцию по лепке древней игрушки. Помогите ребенку слепить лошадку. В процессе лепки попросите его охарактеризовать материал (твердый, но пластичный). Затем добавьте немного воды и снова попросите ребенка описать материал (он изменился, стал более мягким, податливым). Объясните ему причину таких изменений: одно вещество может воздействовать на другое и менять его характеристики.

Что развиваем: способность устанавливать причинно-следственные связи, речь, мелкую моторику, воображение
Определение животных и растений
Поищите дома или на улице вспомогательный материал для задания (семена, бобы, перья, шерсть). Можно распечатать картинки из интернета. Попросите ребенка определить, какому животному принадлежит кусочек шерсти, какой птице – перо, какие растения могут вырасти из семян. Спросите, в каких целях древние люди могли использовать шерсть, перья, семена. Обсудите с ребёнком, как, по его мнению, древний человек приручил животное, как выращивал растения, как их хранил зимой. Обязательно сначала выслушайте версию ребенка, а потом уже скорректируйте ее.

Что развиваем: навыки сравнения, обобщения, абстрагирования, воображение, речь
Археологические раскопки
Возьмите в коробке белый грунт и инструменты для поиска древних артефактов. Расскажите ребенку о том, что сейчас предстоит важное исследование и поиск древних "сокровищ". Чтобы помочь ему лучше вжиться в роль, можно придумать для него костюм археолога и рассказать подробнее о предстоящих раскопках. Используйте дополнительные интересные факты из карточек, которые входят в набор. В процессе раскопок просите ребенка рассказывать, что он видит, и задавайте вопросы.

Что развиваем: воображение, мелкую моторику, речь, навыки сравнения и анализа
Собираем ожерелье
Используя ракушки и бусины из набора, а также добытые в раскопках "сокровища" для сборки древнего ожерелья. Попросите ребенка сравнить материалы между собой (что больше/меньше, лучше, красивее и почему). Обсудите, где их мог находить древний человек.

Что развиваем: воображение, мелкую моторику, речь, навыки сравнения и анализа
Что еще вы получаете с наборами Oyster?
Комплексное и разностороннее развитие ребенка!
Новые знания
Это надежный фундамент для формирования личностных качеств, мировоззрения и профессиональных предпочтений.
Креативность
Ее своевременное развитие в будущем обеспечит профессиональную востребованность.
Творчество
Для гармоничного развития важно обеспечить ребенка не только профессиональными ориентирами, но и хобби.
Социализация
Правильное представление о взаимодействии людей в обществе обеспечат комфортное вхождение в новые социумы (сад, школа, секции).

Что еще вы получаете с наборами Oyster?
Комплексное и разностороннее развитие ребенка!
Новые знания
Это надежный фундамент для формирования личностных качеств, мировоззрения и профессиональных предпочтений.
Креативность
Ее своевременное развитие в будущем обеспечит профессиональную востребованность.
Творчество
Правильное представление о взаимодействии людей в обществе обеспечат комфортное вхождение в новые социумы (сад, школа, секции).
При регулярных занятиях с ребенком в игровой форме к 6-летнему возрасту он сможет полноценно оперировать наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, устанавливать причинно-следственные связи, делать аргументированный выбор. Эти навыки будут надежным фундаментом для установки следующего кирпичика в развитии ребенка – словесно-логического мышления.

Дети любят наши наборы!
Развивайтесь вместе с Oyster!
Наборы одобрены профессионалами!