Развитие критического мышления младших школьников

Идеи для развития
От способности мыслить критически зависят многие важные жизненные решения. Поэтому этот навык необходимо развивать с раннего детства. Но проблема в том, что этим не занимаются в школе, формирование критического мышления – задача родителей. Рассказываем, зачем и почему надо тренировать критическое мышление детей и делимся эффективными технологиями развития.

Умение мыслить критически предполагает, что человек может анализировать поступающую информацию, аргументировать и отстаивать свою позицию, делать выводы, отличать факты от мнения окружающих и т.п.
Этапы критического мышления
Восприятие
Получаем разные факты из окружающей среды.
Анализ
Сопоставляем их с имеющимися знаниями и опытом.
Вердикт
Формируем свое отношение к полученным данным.
Если человек не владеет приемами критического мышления, то он останавливается на первой стадии – воспринимает информацию и слепо верит ей. Это плохо по двум причинам.

Во-первых, очень часто мы получаем субъективные и неправдоподобные факты, которые могут влиять на наши решения.
Во-вторых, таким образом засоряется память. Критическое мышление – это своеобразный фильтр, который отсеивает информационный мусор и защищает нас от посторонних манипуляций.
Польза критического мышления для ребенка:
зачем развивать?
Аргументация своей позиции. Этот навык полезен на школьных уроках и в повседневной жизни. Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью объяснять что-то. Убедительные и обоснованные аргументы обеспечивают успех.

Сомнения. Умение ставить информацию под сомнение – одно из самых ценных. Оно помогает нам отгораживаться от недостоверных данных и, соответственно, защищает от неправильных решений.
Защита от манипуляций. Дети легко поддаются манипуляциям. По мере взросления эффект ослабевает, но в школьном возрасте это может сыграть плохую роль. Ребенок не всегда может отличить свои решения от навязанных и от этого совершает поступки не по своему желанию.

Качественное усвоение школьного материала. Использование критического мышления на уроках ограничивается системой: заучил, применил в задаче, запомнил на время прохождения темы, забыл. Это происходит, потому что информация не анализируется, ребенок не соотносит ее с опытом, не видит дальнейшей пользы. Применение критического мышления обеспечит глубокое осмысление и сохранение фактов.
Диагностика критического мышления
у младших школьников
Умение находить причины и следствия. Попробуйте поиграть в простую игру, с ее помощью вы оцените, насколько ребенок понимает эти категории и может ими пользоваться. Итак, вы называете явление, а ребенок его причину и следствие. Например, идет дождь: причина – тучи, следствие – на улице слякоть; едет машина: причина – работает двигатель, следствие – она передвигается.

Понимание взаимосвязи между фрагментами информации. Установление взаимосвязей – важный мыслительный процесс, на котором строится рассуждение. Для проверки и тренировки сочините небольшой рассказ или возьмите фрагмент из сказки и разбейте его на предложения, перемешайте их и попросите ребенка вернуть им правильный порядок.

Умение отличать факты от личного мнения. Этот навык помогает разделять информацию на объективную и субъективную. Для проверки поиграйте в игру: вы говорите два предложения, ребенок определяет, где факт, а где мнение. Например, «Небо голубое, я думаю, что скоро пойдет дождь» или «На улице солнечно, море должно быть теплым».

Способность выявлять недостоверную информацию. Ребенок должен понимать, что не вся информация, которую он получает, правдивая. Сначала ее нужно проверить, а потом принимать или отвергать. Для проверки подойдет следующий игровой формат: например, скажите малышу, что ночью собаки летают в космос. Понаблюдайте за реакцией, не останавливайтесь на том, что заметите у ребенка сомнения. Продолжите спор, убедите его доказать свою позицию.
Как развивать критическое мышление: советы родителям
Если в процессе такой диагностики вы заметили, что ребенку тяжело дается выстраивание логики, определение причин и следствий, то обратите внимание на несколько простых, но эффективных способов развития критического мышления школьников.
Задавайте вопросы
Это один из главных методов развития критического мышления учащихся. Хотя кажется, что родители должны отвечать на вопросы маленьких почемучек. Но быстрые и однозначные ответы не стимулируют мыслительную работу. Прежде чем отвечать на что-то, как минимум спросите: «А что ты думаешь по этому поводу?» Поддерживайте диалог как можно дольше, чтобы ребенок учился рассуждать и мыслить глубже.
Противоречьте действительности
Иногда можно сказать, что море зеленое, а дорога стеклянная. Ребенок не согласится с вами, но для этого ему нужно будет аргументировать свою точку зрения и подобрать доказательства – отличная тренировка.
Дискутируйте
Не бойтесь придумывать на первый взгляд абсурдные формулировки. Например, спросите у ребенка: листья растут на деревьях или деревья на листьях? Ваш авторитет от этого не пострадает, а школьник научится отстаивать свое видение ситуации, рассуждать логически и сомневаться.
Аргументируйте свою позицию
Забудьте про ленивые ответы «Потому что так надо/правильно». Если вы учите ребенка мыслить критически, то будьте ему примером. Он должен прослеживать логику ваших ответов и учиться выстраивать цепочки рассуждений.
Эффективность таких тренировок усиливается, если ребенок заинтересован в них.
Словесно удержать внимание маленького школьника очень трудно, к тому же он устает на уроках.
Выход:
игровой формат и интересные материалы
Готовые наборы для ролевых игр в профессии Oyster 100% привлекут внимание ребенка, обеспечат легкую и продуктивную тренировку критического мышления.

В каждый набор входят:

  • увлекательные задания по теме профессии,
  • все необходимые материалы для их выполнения,
  • подборка интересных фактов для расширения кругозора,
  • вспомогательные материалы для родителей, которые помогут эффективно организовать игровой процесс.

Выполняя все задания собственными руками, ребенок будет комплексно развивать разные типы мышления, прикладные навыки, сформирует представление о специальности и узнает много нового.
    Выбрать набор
    Упражнения для развития критического мышления младших школьников на основе наборов Oyster
    Все перечисленные задания – это примеры дополнительных упражнений/вопросов, которые вы можете использовать на базе каждого набора. Также вы можете придумывать собственные стратегии развития критического мышления.
    Набор «Врач»
    1. В комплект входят узнаваемые атрибуты профессии: халат, шапочка, маска. Спросите школьника, зачем они нужны врачам.
    2. Задания набора охватывают несколько направлений медицины: терапию, стоматологию, травматологию, гематологию. После выполнения упражнений спросите малыша, что общего у этих направлений.
    3. Когда вы закончите играть, проверьте, насколько качественно ребенок усвоил информацию. Задайте серию «неправильных» вопросов: «Стоматолог накладывает гипс? Терапевт ставит пломбы? Травматолог берет кровь на анализ» и т.п.
      Заказать набор
      Набор «Археолог»
      1. Когда малыш войдет в роль известного археолога представьте, что вы журналист и берете у него интервью. Попросите рассказать о своих открытиях, исторических фактах, которые он узнал. Спросите: правда ли, что древние люди вместо денег использовали соль и ракушки?
      2. После выполнения заданий с глиняной игрушкой и угольным карандашом спросите: почему люди использовали эти материалы?
      3. Поиграйте в игру «Древние люди могли…» Вы должны перечисляйте разные действия, а ребенок определять: могло так быть или нет. Например: «Древние люди могли ездить на поезде/охотиться/летать в космос/разжигать костер/читать книги» и т.д
        Заказать набор
        Набор «Художник»
        1. Одно из заданий – придумать авторскую подпись. Во время выполнения спросите ребенка: зачем художники подписывали свои работы?
        2. С красками и цветами можно придумать множество интересных игр. Например, задайте малышу вопросы: «Может ли снег быть зеленым, а вода фиолетовой? А что бывает этих цветов?


          Заказать набор
          Набор «Инженер»
          1. После того как ребенок проведет первое испытание собранной своими руками катапульты. Спросите его: для чего древние люди придумали катапульту? Чем она могла бы быть полезна сейчас?
          2. В процессе сборки механической робо-руки предложите малышу порассуждать над тем, что общего у робота и человека, а в чем их различия.
          3. Закрепить новую информацию и потренировать критическое мышление поможет немного философский вопрос: «Зачем человек создает что-то новое/изобретает?»
            Заказать набор
            Набор «Ученый»
            1. При выполнении заданий на тему электричества, спросите школьника: зачем человеку нужен ток? Так как причин здесь очень много, то после каждой названной, просите малыша продолжить перечисления, чтобы выйти за границы общеизвестной информации.

            2. Опыты в составе набора тесно связаны с химией. Попросите ребенка подумать, где в своей жизни он сталкивается с химией (образование накипи в чайнике, реакция сода+уксус и др.) Можно устроить совместную домашнюю охоту на химические явления в быту.
            Заказать набор
            Начальные классы – это самый продуктивный период развития критического мышления. У дошкольников в стадии активного формирования находятся наглядно-образное и логическое мышление, а у старших школьников на первый план выходит эмоциональное состояние. Поэтому уделите максимальное внимание развитию критического мышления в начальной школе.
            Комплексное развитие с Oyster
            Развивающие наборы по профессиям для детей