Проектное обучение

Что это и как организовать
Проектное обучение – это новый формат группового обучения, которое кардинально отличается от устоявшейся школьной системы. Рассказываем, в чем заключаются отличия, какие преимущества и недостатки есть у этой модели и как внедрить ее в классический учебный процесс.
Технология проектного обучения
1
Постановка задачи учителем
Учитель обозначает задачу или проблему, которую нужно решить. Например, разработать макет механической руки или создать модели крови. Каждое задание – это новый проект. Отсюда и название системы.
2
Исходная информация
Преподаватель дает классу исходную информацию, инструктирует, но не руководит проектом.
3
Решение задачи детьми
Дети самостоятельно планируют решение задачи, задействуют необходимые источники информации. В процессе этого они принимают на себя роль инженеров, ученых, медиков и др.
4
Подготовка к презентации
Группа определяет подходящий формат для презентации результатов своего исследования (это может быть макет, веб-страница, презентация, сочинение, модель, игрушка) и представляет их.
5
Презентация
Проект обсуждается совместно с учителем.
Отличия ПО от классической школьной системы
Комплексное обучение
Предметы изучаются взаимосвязано, а не отдельно. То есть учебное время выделяется не на урок по конкретному предмету, а на одну задачу/проект.
Ученик организует процесс
В центре учебного процесса стоит ученик, а не учитель. Обучение направлено на то, чтобы максимально активизировать ребенка.
Самостоятельный поиск информации
Новый формат. В школе ученик пассивно получает знания, ПО – это активный самостоятельный поиск новой информации.
Преимущества проектного обучения
Долгосрочность знаний
Так как в процессе выполнения заданий ученики не просто стараются запомнить информацию, а учатся работать с ней, она усваивается качественнее.
Глубокое и комплексное изучение темы
В рамках одного проекта задействуются знания и прикладные навыки по разным предметам. Такой подход охватывает более широкий спектр вопросов.
Много практической работы
80% проектной работы – это практика. Ученики получают информацию и сразу ищут применение для нее в рамках реальных задач.
Поощрение сотрудничества
Все проекты чаще всего выполняются любо небольшими группами, либо всем классом, реже отдельными учениками.
Самостоятельный контроль обучения
Учитель – это помощник, а не наставник. У него нет задачи руководить процессом обучения, он направляет его. Поэтому дети контролируют работу сами.
Мотивация
Возложенная ответственность мотивирует. Ученики осмысленно решают интересные задачи, это пробуждает заинтересованность в получении новых знаний.
Сложности проектного обучения
Проектное обучение в школе применяется редко. Чаще всего дети оказываются не подготовлены к такому формату: не могут самостоятельно планировать проект, искать информацию, углубляться в детали. Поэтому переход к новой модели должен быть постепенным и системным.
Как мы уже сказали, в процессе решения поставленных задач школьники принимают на себя разные роли. Отсюда следует, что лучший вариант подготовки – ролевые игры в профессии. Во-первых, они отвечают задачам новой системы. Во-вторых, в игровом формате ребенок чувствует себя комфортно.
Ролевые игры готовят к проектному обучению
Играя в профессии, дети решают реальные задачи!
Отличным симулятором проектного обучения являются готовые наборы для ролевых игр в профессии Oyster.

Они состоят из следующих компонентов:
  • комплекс увлекательных заданий-проектов,
  • необходимые материалы для реализации,
  • информационная база по теме набора,
  • дидактический материал для родителей/учителей.
Почему наборы Oyster подходят для проектного обучения?
Основы исследовательской работы
С помощью набора вы можете познакомить учащихся с принципами и особенностями самостоятельного анализа. Каждое задание – это определенный этап изучения профессии. Последовательно решая все задачи, ребенок усваивает алгоритм исследования и может использовать его на других задачах.
Несколько школьных предметов в одном наборе
Тема каждого комплекта включает в себя факты и задания из целой группы смежных областей.

Набор «Ученый»: физика, химия, основы экспериментов.
Набор «Археолог»: история, искусство, нумизматика.
Набор «Инженер»: проектирование, моделизм, механика, бионика.
Набор «Художник»: живопись, черчение.
Набор «Врач»: биология, медицина, химия.
Готовые практические задания
Еще с одной сложностью новой системы сталкиваются учителя. Не сразу становится понятно, с чего начать обучение проектной деятельности и какие средства использовать. В Oyster все задания разработаны профессиональными педагогами в тандеме со специалистами по теме наборов. Поработав с комплектом, вы поймете основные методы, формы проектной работы и сможете самостоятельно составить программу следующих занятий.
Ролевой формат
Для решения проектных заданий ребенок исполняет разные роли. Наборы помогают вживаться в них с помощью популярных атрибутов каждой профессии (халат и шапочка у врача, археологические инструменты у археолога). Со временем ребенку будут проще даваться новые роли и ему будет легче пользоваться их возможностями.
Пример организации проектного урока в начальной школе с помощью набора Oyster «Археолог»
Цель проекта:
познакомить учащихся с основами самостоятельной работы с информацией и исследовательской деятельностью.

Задачи проекта:
  • изучить тему жизни людей в древности,
  • выполнить все задания набора,
  • организовать презентацию результатов работы.

Ключевые рекомендации:

в процессе урока будьте больше наблюдателем и координатором при необходимости. Предоставьте учащимся возможность самостоятельно организовать учебный процесс. Так вы оцените их потенциал и готовность к новому формату.
Ход проекта:

1. Спросите детей, что они знают о жизни древних людей? Выслушайте все версии, обсудите их вместе с классом. Это первый кирпичик информационной базы урока.

2. Затем сами расскажите им несколько исторических фактов. Дидактический материал с необходимой информацией прилагается к набору.

3. Подготовьте список вопросов, на которые школьники должны будут ответить в конце занятия. Вопросы – это ориентиры для поисковой деятельности, они будут направлять учащихся.

Примерный список (вы можете самостоятельно дополнить его):
- Что древние люди использовали вместо денег?
- Чем рисовали в древности?
- В какие игрушки играли дети в прошлом?
- Зачем изучать историю древности?
- Какие профессиональные обязанности выполняет археолог?

4. Разделите класс на несколько групп по 5 человек, выдайте каждой группе по набору и списку подготовленных вопросов.

5. Проинструктируйте их по работе с заданиями: все задачи нужно решать последовательно и совместно. Очень важно, чтобы учащиеся смогли самостоятельно распределить нагрузку и каждый участник группы выполнил определенную функцию.
Например, школьники вместе проводят раскопки, но каждый отвечает за работу конкретным археологическим инструментом; вместе лепят глиняную игрушку, но каждый сам создает ее часть, потом собирают их вместе.

6. Следите за реализацией проектов. Из-за необычного формата у детей могут возникать сложности в распределении, в таком случае назначьте роли сами.

7. Защита проектов. Дайте каждой группе возможность представить результаты своей работы.

8. Совместно обсудите: что было интересно учащимся, с какими сложностями они столкнулись и попросите высказать впечатления от совместной работы и нового формата.

Итог проекта:
рассказ группы об особенностях жизни древних людей в сопровождении созданных античных артефактов. Рисунок, глиняная игрушка, ожерелье – это наглядный материал, с его помощью учащимся будет легче выстроить логичный рассказ и презентовать результаты своей работы.

Критерии оценки результата:
оценивайте совместную работу группы, при этом комментируйте вклад каждого ученика в процесс. Сделайте акцент на том, что функции и роль каждого ребенка важны. Обратите внимание на то, насколько информационно полными получились рассказы, какие факты дети узнали самостоятельно.

Вы можете внести такие занятия в учебный план и постепенно внедрять проектное обучение в школьную систему. Так вы расширите поисковые навыки учащихся, научите их презентовать свои идеи, проекты и работать с разными источниками информации.

Для заказа наборов на весь класс вы можете воспользоваться скидками на совместную покупку или корпоративными скидками.