Развитие логического мышления
младших школьников

Советы и задания для развития
Рассмотрим особенности развития логического мышления учащихся начальных классов и идеи развивающих упражнений и игр.
Младший школьный возраст – период самого активного развития мышления человека. Чтобы этот прогресс был планомерным и комфортным, ребенок должен быть предварительно подготовлен к нему. Умение пользоваться базовыми навыками логического мышления определяет степень готовности малыша к новому этапу.
Диагностика развития логики ребенка
Приведем небольшой чек-лист «умелок» младших школьников для того, чтобы вы самостоятельно провели диагностику:
    • составление рассказа по картинке,
    • пересказывание событий сказок или своего дня,
    • соблюдение алгоритма в решении простых задач,
    • описание увиденного по памяти,
    • отгадывание загадок,
    • группировка предметов,
    • вычисление лишнего в ряду понятий.
    Все эти навыки основаны на логических операциях, которые в голове взрослого происходят автоматически и неосознанно, а в голове ребенка – пока еще медленно и трудно. Но логическое мышление школьников получает большую нагрузку, работа мозга ускоряется. Если ребенок натренирован регулярными домашними упражнениями на логику, то он быстрее адаптируется к роли учащегося начальных классов.
    Почему важно развивать логику
    в младшем школьном возрасте?
    Всестороннее
    развитие личности
    Развитая логика обеспечивает успешность ребенка в разных сферах: образование, спорт, межличностное общение.
    Усвоение
    школьного материала
    Школа дает новую информацию в большом количестве. Задача учащегося – воспринимать ее и оперативно обрабатывать.
    Успешная
    коммуникация
    Своевременное формирование логического мышления обеспечивает качественную коммуникацию с обществом.
    Развитие в младшем школьном возрасте
    Что развиваем?
    В дошкольном возрасте новые уровни развития мышления подключались постепенно и взаимодействовали примерно на равных. У младших школьников уже начинает лидировать абстрактно-образное или словесно-логическое мышление. Ребенок воспринимает информацию на слух, обрабатывает ее и усваивает. Ему уже не обязательно показывать предмет, чтобы он понял, о чем идет речь. Он сам создает образ объекта в голове. Но несмотря на такую самостоятельность, развитие не прекращается и так же нуждается в стимуляции со стороны.

    Помощниками родителей в этом процессе становятся учителя, но они не могут тщательно прорабатывать все мыслительные навыки, так как школьная система не предполагает индивидуального подхода. Поэтому родителям очень важно не выключаться из процесса воспитания ребенка и продолжать тренировать его мышление.

    Рекомендуем обратить внимание на следующие параметры развития:

    Скорость мышления
    Школьный режим заставляет ребенка ускорять мыслительные процессы. Это может вызвать стресс и панику. Поэтому будет лучше, если вы подготовите его к этому в комфортной игровой форме.
    Усвоение абстрактных понятий
    Первоклассник еще не может в полной мере пользоваться абстрактными словами. Но развитие этого навыка важно: в школьной программе он будет сталкиваться с понятиями без определенных образов (периметр, время).
    Самостоятельность
    Делать осмысленные выводы ребенок сможет только на прочной базе знаний и логических навыков. Если они развиты слабо, то его самостоятельные решения будут основываться на интуиции.
    Развитие логики младших школьников
    Как развиваем?
    Внимание ребенка обычно быстро рассеивается. Замечали, как дети поспешно переключаются с одной игрушки на другую?
    Чтобы этого не происходило, нужно совершенствовать средства развития, создавать нестандартные игровые ситуации. Так вы поддержите интерес и усилите вовлеченность ребенка в игру, в процессе которой сможете транслировать ему какую-то информацию.

    Во время игр и общения обратите внимание на структуру речи малыша. В младшем школьном возрасте он уже должен строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они являются словесным выражением степени развитости его мышления. Если ребенок говорит преимущественно простыми и односложными конструкциями, увеличьте нагрузку на его речь: спрашивайте, подталкиваете к рассуждениям. В этих занятиях будьте не только слушателем, но и участником, направляйте мысль малыша к развитию наводящими вопросами. Так ему придется усложнять структуру своих умозаключений.

    Игры на развитие логического мышления у школьников должны задействовать следующие навыки:

    Сосредоточенность
    Удерживать фокус внимания ребенка можно с помощью глубокого погружения в игровой процесс. Для этого он должен быть интересен, продуман и задействовать качественный дидактический материал.
    Проектирование
    Этот процесс активизирует комплекс мыслительных процессов. Ребенок визуализирует результат, выстраивает план достижения этого результата, последовательно осуществляет его.
    Критическое мышление
    Этот тип мышления заставляет ребенка самостоятельно анализировать события и явления. Собственное исследование оставляет после себя больше выводов и умозаключений, чем сухие факты.
    Развивающие упражнения
    Несмотря на то, что школьная система начинает постепенно вытеснять игровые формы развития, они все еще являются самыми эффективными. Задача родителей – правильно организовать домашний досуг, чтобы ребенок удовлетворял свои потребности в отдыхе, а вы – в его развитии. Отсюда вытекают две важных рекомендации: игры должны быть увлекательными и включать образовательную составляющую.
    Отвечают этим параметрам наборы для ролевых игр в профессии Oyster. Ребенку интересно примерять новые роли, тем более когда это дополняется инвентарем «как у взрослых» (стетоскоп, колбы и т.д.). Способ глубокого погружения в игру хорошо маскирует обучающие моменты процесса. Таким образом ребенок играет в свое удовольствие, усваивает новые факты и развивает мыслительные навыки. Кроме заданий набора вы можете самостоятельно придумывать новые упражнения на его базе.

    Мы предлагаем вам несколько примеров таких тренировок на основе набора «Я-ученый».
    Примеры развивающих заданий
    (на основе набора «Ученый» Oyster)
    Батарейка своими руками и отбор по признакам
    Сделайте вместе с ребенком батарейку из картофеля/лимонов и запчастей из набора по инструкции. Предварительно сами найдите несколько обычных батареек из домашних приборов, желательно чтобы они были разными (пальчиковые, дисковые). Попросите малыша сравнить их: найти общее (все нужны для электропитания приборов) и различное (по форме, размерам).

    Что развиваем: навыки синтеза и обобщения данных
    Нити из водорослей и самостоятельное исследование
    Возьмите порошки для создания полимерных нитей из водорослей, проведите опыт по инструкции. Спросите ребенка, почему для эксперимента использовались именно водоросли, какие их свойства были полезны для химической реакции. Ребенок не даст вам верного, научно обоснованного ответа, но это заставит его мыслить новыми категориями (свойства, реакция, изменения). После этого дайте ему задание для самостоятельного исследования, попросите найти 3 интересных факта о водорослях в энциклопедиях, интернете.

    Что развиваем: навык самостоятельного поиска, кругозор, понимание химических процессов
    Электрический монстр и составление загадки
    Создайте электрического монстра из соленого теста и пластилина по инструкции в наборе. После выполнения этого задания у ребенка появится представление об электрической цепи, электричестве и его свойствах. Попросите его перечислить электрические приборы, которые есть в вашем доме, и предложите придумать загадку об одном из них. Чтобы это сделать, ребенку придется обозначить свойства предмета, его характеристики.

    Что развиваем: навыки анализа, абстрагирования, конкретизации, речь
    Искусственный снег и пересказ эксперимента
    Внимательно изучите инструкцию и сделайте полимер "искусственный снег" из материалов набора. После окончания эксперимента попросите ребенка пересказать кому-нибудь то, что произошло, и объяснить результат. Обсудите с ним как "создается" настоящий снег, при необходимости помогите ему придумать и обосновать разные теории.

    Что развиваем: навыки абстрагирования, кругозор, воображение, речь
    Почему родители выбирают наборы Oyster
    Каждый набор открывает таланты детей!
    Знания
    Это база личности, ее решений, поступков, выбора. Все это мы делаем, основываясь на том, что знаем о мире.
    Креативность
    Это нестандартный подход к решению задач и проблем. Благодаря этому ребенок учится мыслить уникально.
    Заинтересованность
    Это главный толчок для самообразования. Школа дает основу, на которой ребенок по своим интересам продолжает развиваться сам.
    Социализация
    Это комфортное вхождение в новые социумы. Особенно важно в младшем школьном возрасте, когда окружение сильно меняется.
    Почему родители выбирают наборы Oyster
    Каждый набор открывает таланты детей!
    Знания
    Это база личности, ее решений, поступков, выбора. Все это мы делаем, основываясь на том, что знаем о мире.
    Заинтересованность
    Это главный толчок для самообразования. Школа дает основу, на которой ребенок по своим интересам продолжает развиваться сам.
    Креативность
    Это нестандартный подход к решению задач и проблем. Благодаря этому ребенок учится мыслить уникально.
    Развитие логического мышления младших школьников – совместная задача учителей и родителей. Первые обычно используют более профессиональные методики, родители же могут продолжать стимулировать прогресс игровыми приемами. В 1, 2, 3, 4 классе это все еще уместно и эффективно. Таким образом вы не только развиваете малыша, но и укрепляете психологический контакт, а это залог здоровых и позитивных отношений между вами и ребенком.
    Детям нравятся наши наборы!
    Новые знания в каждом наборе!
    Повышаем мотивацию и способности к учебе