Развитие логического мышления у дошкольников

Рекомендации и упражнения для развития логики
В старшем дошкольном возрасте дети переходят на новый этап развития мышления. Рассмотрим упражнения и технологии, которые помогут им в этом.
Развитие логического мышления ребенка – обязательный процесс в формировании личности. Он может протекать независимо и интуитивно (без стимулирования со стороны взрослых) и целенаправленно (с помощью игр и упражнений). В первом случае база навыков, скорее всего, будет беднее, при первых самостоятельных решениях ребенок будет испытывать стресс. Во втором случае малыш сможет сам решать бытовые задачи, устанавливать контакты с окружающим миром без дискомфорта.

Методы формирования логического мышления зависят от возраста ребенка. У старших дошкольников наглядно-действенное и наглядно-образное мышление дополняется словесно-логическим. Оно прогрессирует в соответствии с возрастом, только если предыдущие два этапа были успешно освоены ребенком. Словесно-логическое мышление предполагает, что ребенок уже может оперировать понятиями и выстраивать логические цепочки рассуждений.
Зачем развивать логику в дошкольном возрасте?
Фундамент для школьного образования
Роль школьника изначально является стрессовой для ребенка. Задача родителей – подготовить его к ней.
Стимулирование интереса к новым знаниям
Ребенок должен быть заинтересован в познании мира, так информация будет лучше усваиваться.
Полноценное психическое развитие
Моральная готовность ребенка к новым этапам развития (доу, школа) обеспечивает его успешность.
Особенности развития в дошкольном возрасте
Что развиваем?
Дети старшего дошкольного возраста уже не просто знают предметы, их свойства, могут находить связи между ними, но и способны строить на основе этих знаний логические рассуждения. Перед решением каких-либо задач (например, бытовых) ребенок может продумывать план работы и следовать ему.

Логическое мышление у детей дошкольного возраста работает комплексно, то есть они задействуют более ранние стадии развития мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) и позднее (словесно-логическое). Их взаимодействие дает необходимый результат.

Ребенок не перемещается из одной плоскости мышления в другую, более совершенную. Он просто подключает новую группу навыков и уже пользуется системой логических операций. Поэтому важно на каждом этапе развития мышления проводить диагностику: насколько правильно ребенок усваивает навыки.

Рассмотрим, на какие аспекты развития родителям нужно обратить особое внимание.

Осмысленная речь
Если до этого ребенок мог пользоваться словами, не до конца понимая их смысл, то в этом возрасте он осмысливает свою речь и делает ее более логичной. Понятия обретают для него определенные значения, появляется структура.
Аналитические способности
Ребенок учится решать простейшие задачи по алгоритму, заданному родителями. В дальнейшем он должен уметь разбивать шаблон на отдельные действия и применять их в новых условиях (самостоятельно создавать алгоритмы).
Способность рассуждать
Умение выстраивать мысли в рамках конкретной темы в логическую цепочку облегчает коммуникацию ребенка. Таким образом он будет понятым окружающими и получит обратную связь, что в этом возрасте очень важно.
Развитие логики в дошкольном возрасте
Как развиваем?
Самым эффективным средством развития абстрактно-логического мышления (второе название словесно-логического мышления) дошкольников все еще остаются игры. Но по мере взросления игровая методика должна совершенствоваться, дополняться новыми задачами. Например, когда вы что-то конструируете с ребенком, сосредотачивайтесь не только на самом процессе, но и подталкивайте малыша к анализу. Обсуждайте, из каких деталей состоит сооружение, каким образом они скрепляются, почему имеют такую форму и т.д.

В этом возрасте ребенок уже готов к долгосрочным опытам, он может следить за развитием каких-либо явлений, разделять его на этапы, объяснять их взаимосвязь.

Роль собственных исследований возрастает, но родители все так же остаются напарниками и проводниками в окружающий мир. Поэтому вовлеченность в игровой процесс взрослых важна, но она обретает более наблюдательный характер.

В старшем дошкольном возрасте игры должны включать в себя следующие составляющие:

Визуализация
Это процесс внутренней репетиции ситуаций и процессов. Ребенок предвидит несколько сценариев развития разных обстоятельств и на их основе учится делать выбор в пользу самого оптимального.
Эмоциональная активность
Эмоциональная составляющая игр стимулирует развитие экспрессивной функции речи, расширяет спектр эмоций. Ребенок знакомится с новыми проявлениями своих чувств, учится правильно выражать их.
Планирование
Умение планировать определяет поведение. Сначала планирование состоит из 2-3 шагов, потом усложняется. В дальнейшем ребенок учится разбивать решение больших и сложных задач на несколько маленьких и простых.
Развивающие упражнения
Своевременное комплексное развитие логики дошкольников основано на регулярных тренировках с помощью простых упражнений. Развивающие занятия могут быть увлекательными даже для родителей, главное – придать им интересную игровую форму.
Облегчат эту задачу наборы для ролевых игр в профессии Oyster. Они включают в себя все для погружения ребенка в роль профессионала, которая становится источником новых знаний и тренажером базовых навыков.

Кроме основных заданий наборов, вы можете придумывать собственные развивающие упражнения на их основе.
Приведем несколько примеров на базе набора «Я - врач».

Примеры развивающих упражнений и заданий
(на основе набора «Врач» Oyster)
Объяснение причин
Перед началом игры в доктора попросите ребенка надеть халат и шапочку. Спросите, зачем это нужно делать, попросите вспомнить его личный опыт встречи с врачом, описать внешний вид доктора.

Что развиваем: память, способность объяснять причины различных явлений, навык установления связей между фактами
Составление схемы лечения
Используйте стетоскоп, рентгеновские снимки и слепок зубов из набора. Предложите ребенку сначала провести осмотр и изучить материалы, потом поставить диагноз и рассказать о дальнейшем лечении. Старайтесь не просто следовать инструкции в игре, а как можно сильнее приближать ее к реальности.

Что развиваем: умение планировать, визуализировать, сопоставлять
Наложение гипса и моделирование ситуации
Возьмите материалы для наложения гипса, рассмотрите их, изучите. Затем попросите ребенка порассуждать на тему того, как человек может получить перелом (упал с дерева, велосипеда, невнимательно спускался по лестнице и т.д.). Это даст ему представление о потенциально опасных ситуациях и простимулирует фантазию.

Что развиваем: осмысленную речь, воображение, понимание взаимосвязи событий
Исследование крови и экскурсия по сосудам
Внимательно изучите с ребенком инструкции и дополнительную информацию из набора и попросите его сделать модель крови из прилагаемых материалов, а потом отправиться в виртуальную экскурсию по сосудам с VR очками. После этого предложите ребенку рассказать другу или родственнику то, что он узнал о крови. Задавайте уточняющие вопросы.

Что развиваем: осмысленную речь, воображение, память
Что еще дают детям наборы Oyster?
Полное погружение в выбранную профессию!
Креативность
Творческое мышление способствует нестандартным решениям даже в бытовых ситуациях, развивается сообразительность.
Стимул
Заинтересованность в дальнейших исследованиях важна для самостоятельного развития ребенка.
Знания
База понятий и фактов помогает ребенку самостоятельно доходить до объяснения новых для него явлений и предметов
Адаптация
Способность адаптироваться к ситуациям и ролям снижает эмоциональное напряжения в новых обстоятельствах.
Что еще дают детям наборы Oyster?
Полное погружение в выбранную профессию!
Креативность
Творческое мышление способствует нестандартным решениям даже в бытовых ситуациях, развивается сообразительность.
Стимул
Заинтересованность в дальнейших исследованиях важна для самостоятельного развития ребенка.
Адаптация
Способность адаптироваться к ситуациям и ролям снижает эмоциональное напряжения в новых обстоятельствах.
Развивать логическое мышление дошкольников несложно, если начать заниматься этим как можно раньше. К окончанию детского сада ребенок должен освоить основные логические приемы и уметь самостоятельно пользоваться ими. К приемам относятся сравнение, анализ, обобщение, синтез, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Регулярные занятия обеспечат своевременное освоение этих навыков и комфортное вхождение в новый социум – школу.
Отзывы родителей про наборы Oyster
Развивайтесь вместе с Oyster!
Наборы одобрены профессионалами!