Как расширить кругозор ребенка

Советы родителям
Расширение кругозора детей – важная часть в формировании личности. Конечно, кругозор появится как-то и без дополнительных вмешательств. Но он будет минимальным, на такой слабой базе человеку будет тяжело в дальнейшем уже самостоятельно заниматься образованием. Поэтому развить кругозор ребенка – главная цель родителей. Рассказываем о самых эффективных методах и форматах расширения знаний о мире.
3 базовых способа расширения
кругозора ребенка
Наблюдения
Окружающий мир – главный источник знаний для детей. От того, насколько внимателен ребенок к деталям и явлениям, зависит уровень его кругозора. Научите малыша обращать внимание на изменения, анализировать их. Например, во время прогулки спросите, какая сейчас листва на деревьях, а какой она была осенью/весной, почему она меняется и т.д. Не пренебрегайте даже самыми очевидными фактами. Помните, то, что просто и понятно для вас, для ребенка – настоящее волшебство и загадка. Он смотрит на все впервые, его восприятие наиболее активное.
Вопросы
Это самый эффективный тренажер для детского кругозора и мышления. Но речь идет не об односложных вопросах с предполагаемым ответом «да/нет», а о тех, которые подталкивают к размышлениям. Здесь задачу родителям облегчают сами дети. Воспользуйтесь возрастом «почемучки» и все вопросы ребенка переадресовывайте ему. Например, малыш спрашивает вас, почему небо голубое/кошка мяукает и тд. Не спешите отвечать, спросите, что он сам думает по этому поводу. Пусть сформулирует свою версию. Она не будет правильной и точной, но она заставит его предполагать, анализировать, делать выводы.
Исследования
Это наиболее интересный для детей способ, потому что тут работает не только классические зрительное или слуховое восприятия информации, но и руки. Ребенок сам что-то смешивает, скрепляет или наоборот, трогает – пробуют все своими руками. Они, в свою очередь, передают ему большое количество информации: стол гладкий, плед мягкий, песок сыпучий, кот пушистый и т.д. Это расширяет его знания о характеристиках и свойствах предметов.
Как сделать так, чтобы ребенку
было интересно узнавать новое?
Все вышеперечисленное – это базовые методы расширения кругозора. Они 100% должны быть частью воспитания ребенка, так вы сформируете картину мира для малыша. Но не менее важно – привить ему интерес к поиску и получению новой информации.

Для этого все развивающие занятия должны проходить в игровом формате.
Не «садись, сейчас будем учиться», а «давай поиграем в археологов/врачей», например.
    В первом случае вам придется долго бороться с нежеланием ребенка заниматься скучной рутиной, во втором – вы увлечете малыша в занимательный мир игры, полный полезных фактов.

    Есть 2 варианта:
    1. спланировать процесс самостоятельно, придумать задания, сюжет, подобрать информацию, найти материалы
    2. купить готовый набор для развивающих ролевых игр в профессии Oyster.
    Готовые наборы по профессиям Oyster
    Наборы Oyster составлены профессиональными педагогами, детскими психологами и специалистами из областей по теме набора (художники, инженеры, врачи, ученые, историки).

    Что входит в наборы?
    • грамотно составленные тематические задания,
    • все материалы для их выполнения,
    • карточки с интересной информацией,
    • подсказки для взрослых, как лучше организовать игру.
    Посмотреть наборы
    Советы по расширению кругозора у детей разных возрастов
    4-5 лет
    Это период наивысшей познавательной активности. Дошкольник может не просто усваивать разрозненные факты, но и самостоятельно устанавливать взаимосвязи между ними, выстраивать логические цепочки, делать выводы.
    Именно на это нужно делать акцент при использовании базовых способов развития кругозора ребенка описанных выше.
    Пример тренировки:

    – Почему Катя не пришла в садик?
    – Потому что она простыла

    – А почему она простыла?
    – Потому что плохо оделась и замерзла

    – А почему она замёрзла?
    – Потому что наступила осень и на улице стало холодно


    Постарайтесь выстраивать наиболее длинные цепочки, а потом возвращаться к первоначально вопросу, чтобы закрепить результат и показать цель этих рассуждений.

    – Итак, почему Катя не пришла в садик?
    – Потому что на улице стало холодно, а она плохо оделась и из-за этого простыла

    6-7 лет
    Педагоги называют этот возраст сензитивным, то есть восприимчивым. Доказано, что в этот период человек усваивает такой объем информации, который в дальнейшем уже не сможет осилить никогда в жизни. Эту возможность нужно использовать по максимуму.
    Раскопки с набором Археолога Oyster
    Здесь родителям важно предоставить все необходимое для самостоятельных исследований ребенка и уделять много внимания общению с ним на разные темы. Но чтобы не перегружать мозг малыша, «упакуйте» полезные знания в формат игры – это усилит эффект и даст дополнительные преимущества, например, психологическую разгрузку.
    Соответствуют этим критериям сюжетно-ролевые игры.
    8-9 лет
    В этом возрасте акцент нужно делать не на количество и разнообразие информации, а на ее качество и глубину. Младший школьник во многом хочет добраться до сути, получить исчерпывающий ответ. Он уже не хватается за все подряд и может удерживать фокус внимания на интересующей его теме.
    Опыты с набором Ученого Oyster
    Помогут энциклопедии и наглядные опыты. Последние продумать особенно сложно, но облегчат задачу готовые наборы Oyster.
    В них есть все необходимое для занимательных экспериментов. Так вы не только расширите кругозор ребенка, но и научите его работать с информацией, извлекать ее из разных источников (не только книг).
    10-12 лет
    В этот период познавательная активность резко снижается на фоне эмоциональной перестройки. Подросток может легко увлекаться только узкой, определенной темой. Поэтому интерес к знаниям из других областей нужно стимулировать искусственно.
    Здесь можно подключать современные информационные форматы: познавательные видео, документальные фильмы, развивающие гаджеты и приложения. То есть заинтересует ребенка в первую очередь не сама информация, а форма ее подачи. Например, можно использовать VR-очки Oyster. С их помощью школьник отправится в путешествия по Африке или острову Пасхи, узнает о движении крови по сосудам, понаблюдает за работой ученого в лаборатории.
    Главное правило
    Не старайтесь «впихнуть» в голову ребенка все подряд, он не станет умнее от этого, скорее раздражительнее.
    Стимулируйте его интерес к окружающему миру. Развивающие занятия не должны быть для него скучной пыткой, сделайте этот процесс активным, увлекательным и веселым. А наборы Oyster помогут вам в этом!