Использование игр в образовании

Для детей от 4 до 12 лет
Игра – это мощнейший развивающий инструмент.
Его можно использовать как в домашних «развивашках», так и в педагогической практике. Рассказываем, зачем внедрять игры в образование, как это делать, что вам поможет организовать полезную обучающую игру.
Зачем использовать игры в образовании детей?
Социализация
Через игровую деятельность дети получают свой первый социальный опыт, учатся взаимодействовать с окружающими.
Новые знания
Игра – самый эффективный способ усвоение новых знаний в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Комплексное развитие
При правильной организации игрового процесса комплексно развиваются все виды мышления и тренируются разные навыки.
Работа с информацией
Игра учит детей работать с информацией: находить ее в разных источниках, обрабатывать и применять на практике.
Отдых
Если использовать игры в промежутке между занятиями, то они эффективно разгружают детский мозг.
Результат:
ребенок не только лучше усваивает информацию, но и владеет методами самостоятельных исследований, которые важны для самообразования. Оно составляет 70% всей учебной деятельности человека.
Какой должна быть обучающая игра?
У любой игры есть цель: развлечение, физическое или интеллектуальное развитие, обучение, отдых и т.д. Они могут быть более конкретными: прокачка логических навыков, развитие речи, творческого мышления. Но чтобы любая из этих целей была достигнута, игра должна соответствовать определенным требованиям.
    Понятная цель
    Игре нужны правила, сценарий, сюжет – что-то, что будет направлять и контролировать процесс.
    Увлекательность
    Несмотря на то, что главная цель использования игр в образовании – обучение, они должны отличаться от классического учебного процесса. Ребенку интересна игра, а не еще один урок.
    Наглядность
    Используйте наглядный материал, подходящий инвентарь/атрибуты. Игры с предметами глубже погружают детей в процесс и обладают более сильным эффектом.
    Простые правила
    Не перегружайте игру. В интернете много сложных квестов и запутанных головоломок, действие которых может быть прямо противоположным обучающему. Мозг ребенка не успевает обрабатывать большое количество информации и мысленно отгораживается от нее.

    Особенности обучающих игр в разном возрасте
    Младшие дошкольники (4-5 лет)
    Игра в дошкольном образовании имеет важнейшее значение. С 3-х лет дети способны осознанно принимать роли, следовать сюжету или создавать его. Но воображение еще не может додумывать недостающие детали, использовать игровые замещения (вместо шприца – карандаш, вместо плаща – одеяло). Поэтому для глубокого погружения в игру, ребенку необходим максимально реалистичный инвентарь. Такой есть в готовом наборе для ролевых игр «Врач».
    Сценарий обучающей ролевой игры с набором «Врач»

    1. Изучите рентгеновские снимки, послушайте пациента с помощью стетоскопа, поставьте диагноз. Ребенок научится собирать информацию разными способами и обобщать ее.

    2. Осмотрите гипсовую модель челюсти и поставьте пломбу на больной зуб. Дошкольник получит знания о гигиене полости рта, наглядно увидит, к чему может привести ее отсутствие.

    3. Подготовьте материалы для гипса и наложите его на модель кости. Малыш узнает, почему ломаются кости, как этого избегать. Таким образом он научится выстраивать причинно-следственные связи.

    4. Соберите модель крови из содержимого пробирок, с помощью VR-очков посмотрите видео о движении крови по сосудам. Ребенок узнает об интерактивных способах получения информации.
    Старшие дошкольники (6-8 лет)
    В этом возрасте на первый план выходит подготовка к школе. Современные требования к навыкам и знаниям, которыми должен владеть будущий школьник, довольно высокие. Пересказ, решение простейших задач, счёт, восстановление последовательности, поиск общего/различного – все это лучше всего осваивать в интересном формате, к которому ребенок привык. Конечно, это игры. Используйте набор для ролевых игр в профессии «Ветеринар».
    Сценарий обучающей ролевой игры с набором «Ветеринар»

    1. Осмотрите пациента и заполните бланк осмотра. Дошкольник станет внимательнее, поймет важность деталей.

    2. Вылечите игрушечного питомца от отравления, используйте шприц, бинт, воротник. Последовательное выполнение действий научит ребенка следовать инструкциям.

    3. Сделайте животному прививку и заведите ветеринарный паспорт. Малыш будет кратко фиксировать информацию, это полезно для ведения школьного дневника, например.

    4. Изучите рентгеновские снимки разных животных, сравните их строение: общее/различное. Юный ветеринар поймет, по каким признакам можно сравнивать что-то и как это делать.

    5. Вылепите из пластилина модели органов на деревянных фигурках животных. Развитие мелкой моторики улучшит работу мозга. Попросите дошкольника озвучивать свои действия, так вы еще и потренируете речь.

    6. С помощью УФ-фонарика и карточек посмотрите на мир глазами животных, предположите, почему они видят его по-разному. На основе наглядного опыта ребенок научится делать выводы, опираясь на полученную информацию.
    Младшие школьники (9-12 лет)
    В этом возрасте актуальность игр ослабевает, они постепенно перестают быть ведущим типом деятельности. При этом игровые технологии в образовании остаются эффективными, но при определенных условиях. Игра должна давать ребенку возможность отдохнуть от обучения или образовательный момент должен быть тщательно замаскирован. Такого эффекта можно добиться с помощью игровых сюжетов и реалистичного инвентаря. Готовый набор «Ученый» соответствует этим требованиям.
    Сценарий обучающей ролевой игры с набором «Ученый»

    1. Соберите батарейку из картофеля или лимонов. Для ребенка это что-то из разряда фантастики, но опытным путем он поймет, что всему есть научное объяснение.

    2. Создайте искусственный снег из биополимеров и нити из водорослей. Изменение свойств разных веществ откроют для него мир интересный мир химии.

    3. Слепите пластилинового персонажа и подключите его к электрической цепи. Законы физики могут быть совсем нескучными, если ты понимаешь и видишь их действие.

    4. Сделайте хэндгам (жвачка для рук). Хэндгам способствует расслаблению и эмоциональной разгрузке.
    Обратите внимание, что в процессе этих игр ребенок получает не только новые знания о профессиях, биологии, физике, химии, но и учится работать с информацией: анализировать, обобщать, синтезировать ее.
    Роль игры сложно переоценить, она важна для формирования личности ребенка, его кругозора, способностей, навыков. Дополнительный бонус – развлечение и отдых. Никакой другой метод развития не сочетает в себе столько полезных функций.

    В наборах Oyster все это собрано в интересных заданиях, наглядных материалах и захватывающих сюжетах.
    Используйте наборы для ролевых игр в профессии для обучения детей в увлекательном формате!
    Игры в профессии с Oyster
    В каждом наборе игра и развивающие задания