Художественное развитие детей

Советы родителям
Художественно-эстетическое развитие ребенка – это важная составляющая процесса формирования интеллектуальной личности. Рассказываем о важности и особенностях развития художественных навыков в разном возрасте и делимся эффективными методами их прокачки.
Зачем заниматься художественным развитием?
Выявление творческих способностей
Дошкольный и младший школьный возраст – идеальное время для раскрытия способностей и талантов ребенка в любой сфере. В этот период дети не боятся непонимания, критики, недооцененности, потому что не сталкивались с этим. Это дает им творческое преимущество. Часто они сочетают несочетаемые предметы, придумывают смелые изобретения, рисуют невероятные миры. Задача родителей – уловить склонность ребенка к чему-либо и продолжить развивать ее.
Гармоничное интеллектуальное развитие
Работа руками (лепка, рисование, аппликация) стимулирует мозг. Например, с помощью рукоделия можно ускорить развитие речи. Ошибка многих родителей в том, что они стараются улучшать разные способности ребенка только прямолинейно: речь – общением, память – заучиванием стихов и т.п. Это не совсем верно, интеллектуальное развитие тесно связано с разными видами творческой деятельности.
Терапевтический эффект
Погружение в творческий процесс помогает избавиться от эмоционального напряжения, зажатости, отдохнуть от школьных заданий и получить удовольствие. Это положительно сказывается на психическом и физическом самочувствии ребенка, на его способности развиваться, усваивать новую информацию.
Этапы художественного развития
Абстракция
Сначала рисунки ребенка похожи на творчество импрессионистов. В изображениях ассоциативно угадываются конкретные предметы.
Детализация
Позже детские творения приобретают более реалистичный вид. Это связано с тем, что ребенок начинает фокусироваться на деталях объектов.
Сюжет
Далее между объектами композиции возникают сюжетные взаимосвязи: рисунки, аппликации, поделки рассказывают какую-то историю.
Особенности художественного развития детей в разном возрасте
4-5 лет
У дошкольника еще слабо развита мелкая моторика и отсутствует жизненный опыт, который он мог бы транслировать в своем творчестве. Поэтому поделки в этом возрасте отличаются предметностью: «что вижу, то леплю/рисую». Благодаря такому подходу ребенок знакомится с окружающим миром и формирует собственное представление о нем.
На что сделать акцент?
В этом возрасте уместно развивать понимание цвета и геометрии. Смешивайте краски, называйте их и упоминайте предметы в природе или в вашем интерьере аналогичного цвета. Показывайте, как рисовать разные фигуры, а потом собирайте из них конкретные объекты. Например, дом – это квадрат и треугольник, кораблик – перевернутая трапеция и линия с треугольником в виде флага.
6-7 лет
Изобразительная память развита слабо, представления о пространстве ограничены плоскостью: нет понимания планов, перспективы, объема. Пока нет смысла обучать ребенка основам реалистического рисунка, это только создаст лишнюю рамку из правил. Зато малыш очень смел в своем творчестве и способен выдавать оригинальные решения.
На что сделать акцент?
В этот период важна свобода творчества и его гибкость. Познакомьте ребенка с нетрадиционными техниками рисования, например, эбру – рисование на воде. Так вы расширите границы фантазии: ребенок поймет, что работать можно с разными материалами, главное, учитывать их особенности.
8-9 лет
Физиологически ребенок уже способен усваивать информацию и применять ее в своей работе на 100%. Но в этот период важно объяснить ему психологические основы творчества. У юного школьника появляется возможность сравнивать свои работы с поделками одноклассников, он сталкивается с первой критикой.
На что сделать акцент?
Объясните малышу, что творчество индивидуально и неповторимо. Даже если он копирует какой-то образ, то нужно привносить в него что-то свое. Для закрепления вместе придумайте оригинальную роспись, которой ребенок будет подписывать и выделять свои работы. Это своеобразный символ авторства и индивидуальности.
10-12 лет
Перед началом работы школьник уже представляет конечный результат. Но для его достижения ему необходимо владеть определенными знаниями и навыками. Здесь уже важно обеспечить ребенка информацией о разных техниках, законах рисунка (пропорции, перспектива, композиция, освещение).
На что сделать акцент?
Если у вас нет художественных навыков, то на этом этапе вам понадобится помощь. Обратите внимание на вспомогательные материалы, например, специальные наборы для творчества. Они познакомят подростка с академическими основами рисунка, прокачают художественные навыки и сформируют базу для дальнейшего обучения.
Развитие художественных способностей ребенка:
советы родителям
1
Самостоятельность и интерес
Ребенок эффективно развивается только в процессе самостоятельной деятельности, в которой он заинтересован. Поэтому лучший формат для тренировки художественных способностей – игры и рукотворная работа.
2
Участие взрослого
Заинтересованность родителей в творческом процессе придает ребенку сил и уверенности. Но не нужно вмешиваться в работу малыша, лучше создавайте что-то свое параллельно с ним. Это послужит примером и предметом для вдохновения.
3
Разнообразие материалов
Предоставьте малышу все необходимое для творчества. Во-первых, это знакомство с разными материалами, их свойствами. Во-вторых, это больше возможностей для фантазии.
4
Критика и советы
Не используйте выражения «так правильно/надо/лучше». Не забывайте о главном: творчество безгранично, в нем не существует рамок. Создавая правила, вы снижаете эффективность художественного развития.
5
Наблюдения
Для творчества малышу нужна база. Во время прогулки обращайте внимание на форму окружающих предметов, их цвет, фактуру, как падает свет. Так вы сформируете цветовое восприятие и художественный вкус.
6
Сюжет
Творчество невозможно без воображения. Стимулируйте его с помощью сюжетно-ролевых игр, наполненных развивающими заданиями и познавательными экспериментами.
Развивающие наборы Oyster
Наборы для тренировки воображения и художественного развития
Отлично подойдут для художественного развития и тренировки воображения готовые наборы для ролевых игр в профессии Oyster.
Это комплекты всего необходимого для перевоплощения в роль художника, археолога, ученого, инженера и врача.

В наборы входят:
  • атрибутика профессии,
  • творческие рукотворные задания,
  • материалы для их выполнения,
  • информация для расширения кругозора,
  • подсказки для родителей.
Ролевая игра в художника как
способ художественного развития
Можно просто рисовать с ребенком, а можно представить, что вы известные художники, которые создают очередной шедевр. Такой контекст игры усилит интерес малыша и его вовлеченность в процесс. Для этого формата вам понадобятся материалы «как у взрослого» живописца и руководство по развитию сюжета.

Все это есть в наборе для ролевой игры Oyster «Художник».

  • Ребенок познакомится с техникой градиента,
  • придумает авторскую подпись,
  • раскрасит деревянные заготовки,
  • нарисует силуэтный пейзаж,
  • создаст собственный шедевр в оригинальной технике Эбру.

Все это вы сделаете вместе с малышом с помощью заданий, материалов и инструкций, входящих в комплект.
Плюсы художественного развития вместе с Oyster:
Подходит для детей любого возраста
Состав набора удовлетворит потребности ребенка в любом возрасте от 4 до 12 лет.
Всё необходимое в наборе
Вы получите все средства для детского художественного развития.
Гарантированный результат
В результате ролевой игры у вас получится несколько поделок и вы сможете организовать авторскую выставку.
Комплексное развитие
Вместе с художественным развитием вы комплексно прокачаете творческое, логическое и критическое мышление, креативность, воображение, наблюдательность, кругозор.
Все развивающие задания, игры, упражнения создают эффект снежного кома. Например, ребенок рисует красками, при этом развивается мелкая моторика, которая влияет на речь, а она – в свою очередь, на интеллект, а он – на представление о мире. Поэтому задача родителей: использовать каждую возможность для развития ребенка, заинтересовывать его в этом и создавать комфортные условия для самостоятельного детского прогресса.